Шимоново - древнее село, находящееся на самой границе Московской и Калужской областей на берегу речушки Руть. Добраться до него - задача нетривиальная, ибо ни асфальта, ни грейдера от обозначенных на картах дорог с твердым покрытием не существует: только полевые и лесные дороги, по которым, минуя обозначенные на картах урочища, можно добраться до Шимоново. В определенном смысле это облегчит путешественнику поиск дороги, ибо всё что, нанесено на карты 40-х и более поздних годов ХХ века и поныне соответствуют действительности.
Но вернемся к Шимоново, к его прошлому, которое хоть и представляется скромным, но вместе с тем довольно неожиданно оказалось наполнено некоторыми интересными историческими датами и упоминаниями славных имен наших предков, а также и его тихому практически совершенно незаметному настоящему, лишь изредка тревожимому заезжими людьми...
Название села, вероятно, восходит к имени владельца Ивана Шимонова, дьяка удельного князя Михаила Андреевича Верейского, жившего в середине XV века. В конце XVI и в XVII веков село, находившееся в Верейском уезде Городского стана, известно как вотчина дворян Радиловых , которые вели свое происхождение от татарского мурзы, выехавшего из Золотой Орды к великому князю Московскому Василию Васильевичу.
В 1592 г. царем Феодором Иоанновичем село было пожаловано в вотчину Матвею Радилову, потом перешло к его сыну Ивану. В Смутное время оно уничтожено. В 1628 г. Максим Иванович Радилов (он был воеводой в Туринске и Тюмени) подал челобитную, в которой отражен страшный разгром страны после гражданской войны, интервенции и безвластия: “Родовая, старинная их (Радиловых) вотчина, пустошь, что было село Шиманово на речке Конопленке, все пусто. И прадед, и дед, и братья, и племянники все померли, и иные на государевой службе побиты, и ныне опричь де его – Максима и сына его Богдана Радиловых вотчичей нет никого”. Селом владели Богдан Максимович, потом его дети Никита, Феодор и Степан. В 1671 г. Степан Богданович Радилов отдал половину села в приданое сестре Наталье при выходе ее замуж за Ивана Васильевича Приклонского. После смерти Степана Богдановича его половина села перешла к сыну Ивану.
В 1749 г. подполковник Максим Федорович Радилов испросил разрешение на постройку деревянного Храма, который был освящен в честь Великомученика Димитрия Солунского. В 1801-1805 гг. владелицей села Е.А. Радиловой по проекту архитектора М.Ф.Казакова построен каменный ротондальный Храм, с трех сторон окруженный ротондами алтаря и двух приделов, с примыкающей к ним с запада трапезной. Главный престол освящен во имя святого великомученика Димитрия Солунского. В трапезной части – придел в честь преподобного Александра Свирского. В плане храм близок построенному М.Ф. Казаковым московскому храму Косьмы и Дамиана на Маросейке.
С точки зрения культурного прошлого интересен тот факт, что история этого села имеет косвенное отношение к великому русскому поэту А.С.Пушкину: с XIX в. селом владел Афанасий Николаевич Гончаров (1760-1832гг.), надворный советник и жалованный потомственный дворянин, дед супруги А.С.Пушкина Наталии Николаевны. Гончаровы владели селом до конца XIX в. Евгения Петровна Гончарова (1876-1930) венчалась 29.07.1894 в Храме Дмитрия Салунского села Шимоново. В 1895 г. в шимановской церкви был освящен еще один придел во имя преподобного Сергия Радонежского.
О судьбе самого села, равно как и о Храме в советское время практически ничего неизвестно. После событий 1917 года храм закрыт, колокольня – разобрана. В постперестроечные годы село практически полностью обезлюдело. В настоящий момент в селе всего лишь несколько дворов, в которых еще теплится жизнь (скорее всего, жители приезжают туда только в летнее время). Большинство домов – вросшие почти по самые окна, покосившиеся деревянные строения, на крыши которых время от времени гулко падают спелые яблоки: хозяев нет и некому собирать с яблонь щедрый урожай. Храм находится в аварийном состоянии: алтарь (главный, Дмитриевский престол) разобран, утрачено внутреннее убранство, крыша трапезной обрушилась. Однако, если вглядеться, то в очертаниях руин действительно угадывается сходство с Московским Храмом на Маросейке. С одной лишь только разницей: творение Казакова в столице ныне хоть и находится в хорошем состоянии, но задушено в душное бетонное кольцо построек мегаполиса; в то время как его родной брат-близнец в Шимоново, будучи в самом плачевном состоянии, стоит на вольных просторах, там где неистовый бег времени уступает красоте окружающих пейзажей, открывающихся сквозь окна Храма, там где лучи заката красят лежащие вдалеке, в низине поля и леса в восхитительные краски, там, где просто хочется присесть на мостках возле пруда и смотреть на заросшую неподвижную его водную поверхность...
uploaded 23 июн, 2008 Copyright by Наталья Захарова
Write a comment!
To do this, sign in:
Пейзаж
Церкви